Тенденция недели — атака, которую Банковая де-факто начала против антикоррупционных активистов (и, визуально, под ударом даже целое НАБУ — однако у налёта на Бюро иные цели). Также важен сам факт встречи спецпредставителя США по решению украинского конфликта, Курта Волкера, с помпрезидента России Владиславом Сурковым.
Показательной «жертвой» стал глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин: по версии, озвученной самим Шабуниным, провокационные нападения с целью «проверить антикоррупционера на коррупцию» совершались уже давно, и в ходе одной из них — попытки спровоцировать его в ходе визита в райвоенкомат «для актуализации данных» еще 8 июня — к нему подошел Всеволод Филимоненко (представляется журналистом) и, якобы, спросил, почему тот не хочет служить в АТО. По словам Шабунина, далее тот обидел его коллегу Устинову – и за это получил в лицо. Филимоненко уточнил: мол, Шабунин обвинил его в «некорректном расследовании». Далее последовал удар в лицо — его также подтверждают оба.
Первоначальная статья «нанесение телесных повреждений журналисту во время выполнения им законной профессиональной деятельности» переквалифицировалась в «умышленное средней тяжести телесное повреждение» (максимальная санкция – 3 года лишения свободы). А пресс-служба прокуратуры Киева сообщила, что решение о переквалификации дела было принято в связи с необходимостью проверить причастность к журналистской деятельности Филимоненко. Прокуратура настаивала на более жесткой мере пресечения — на запрете выезжать за пределы Киева и являться к следователю по первому требованию — но Днепровский райсуд постановил применить к Шабунину меру пресечения в виде личного обязательства на 60 суток.
Во вторую очередь в игру включилась СБУ, начав «работу» по деятельности журналистских организаций (первыми пришли к журналистам «Агентства журналистских расследований» из Ровно), которые де-факто являются ответвлением антикоррупционных органов и также ведут свою деятельность на гранты от американских и европейских структур. По версии главы организации, Владимира Торбича, причиной послужили десятки расследований превышения полномочий и коррупционных деяний со стороны самих местных чиновников от СБУ.
И, наконец, 16 августа стало известно об открытии уголовного дела Генпрокуратурой против НАБУ за вмешательство в выборы США. Формальным поводом стало разглашение детективами НАБУ данных досудебного следствия по делу «амбарной книги» Партии регионов (это, в свою очередь, было расценено как вмешательство Украины в выборы президента США в 2016-м, поскольку в отставку пришлось уйти фигуранту этой самой книги, Полу Манафорту, возглавлявшему штаб кандидата Трампа). В роли торпеды на сей раз выступил внефракционный нардеп Андрей Деркач. Он обратился в ГПУ с просьбой «проверить информацию» о возможном вмешательстве НАБУ в выборы, он же вывесил ответ ГПУ в Фейсбуке.
Итак, налицо конфликт между стороной президента и условным антикоррупционным движением. Впрочем, у атак на НАБУ и активистов несколько разные цели. В первом случае речь о внешнеполитической активности — НАБУ как бы отдают в «ритуальную жертву» Дональду Трампу, который, конечно, не забыл еще об участии Киева в кампании на стороне Клинтон. И желание АП в этом случае отстроиться от антикоррупционного органа, созданного демократами и на деньги демократов, выведя самих себя за скобки и показывая «истинных виновников», а также предлагая США сменить руководство НАБУ. Впрочем, тут важно не перестараться, и за «сносом» главы НАБУ Артема Сытника не «убить» саму структуру – под нее уже выделены и продолжают выделяться большие средства, которые еще можно осваивать.
Для активистов все может завершиться куда хуже. Тот же Шабунин сейчас является кем-то средним между политиком и общественным деятелем — а в планах у команды еврооптимистов/антикоррупционеров, судя по летнему выступлению после лишения гражданства Михаила Саакашвили, — возможное создание весьма мощной партийной структуры. Разумеется, Банковая не может допустить подобную деятельность у себя под боком. Второй момент — у антикоррупционеров есть доступ к рычагам влияния в лице посольства США (например, в ходе визита Госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Киев на встречу была приглашена коллега Шабунина, Дарина Каленюк). АП также не может смириться с тем, что в стране есть альтернативная «точка входа» в американский истеблишмент.
И поэтому, скорее всего, с началом нового политического сезона власть направит мощные пиар-усилия на «сбивание» молодых антикоррупционных деятелей и их прямую маргинализацию. Будут задействованы усилия блогеров-«порохоботов», а в СМИ, скорее всего, будет вброшена информация о «негосударственной» деятельности организаций вроде Transparency International.
Диалог без перспектив
Днем в понедельник в Минске состоялась первая встреча спецпредставителя США по решению украинского конфликта Курта Волкера с помпрезидента РФ Владиславом Сурковым, который считается куратором «украинского» вопроса в Кремле. Это было весьма ожидаемое рандеву — предшественница Волкера, Виктория Нуланд, в последний раз виделась со своим московским визави еще в октябре. Встреча длилась чуть более 3 часов, и буквально накануне стало известно, что общение будет закрытым для прессы. Накануне американское издание The Wall Street Journal сообщило, что Курт Волкер «попытается узнать, какие шаги готова делать Россия в сторону решения конфликта на Донбассе» (особо отметив, что Сурков — не простой дипломат, а высокопоставленный сотрудник «администрации Путина»).
Сразу после встречи появились данные из диписточника о «рабочем характере» беседы («она была сдержанной, носила ознакомительный характер, стороны внимательно выслушали друг друга», — передал слова источника «Интерфакс»). Сразу после встречи оба переговорщика разъехались по своим посольствам, поэтому у прессы не было возможности задать хотя бы один вопрос — впрочем, Сурков вскоре выступил с заявлением.
«Мы согласились, что текущая ситуация на юго-востоке Украины не может устраивать ни конфликтующие стороны, ни внешние силы, содействующие урегулированию… дискуссия велась в тоне взаимного уважения и заинтересованности, честно, серьезно, без иллюзий и предвзятости. Приверженность минским соглашениям под сомнение не ставилась: обе стороны предложили свежие идеи и новаторские подходы по их реализации». Также, по словам помпрезидента РФ, стороны договорились о продолжении совместной работы. «Определили темы для следующей встречи. Согласились с тем, что мирный процесс и на политическом треке, и в сфере безопасности может и должен идти быстрее», — уточнил Владислав Сурков.
Интерпретация тем, которые обсудили два переговорщика, полярна. Замминистра по делам оккупированных территорий, Юрий Грымчак, предположил, что решение о выводе российских войск с Донбасса уже принято — и единственная пауза за тем, как и когда именно они будут уходить. Политолог Кирилл Сазонов предположил, что речь может идти о новом формате — «Минске-3» (ведь «если лошадка не подает признаков жизни, нет никакого смысла настаивать, что из всех дохлых лодашей наша самая лучшая и ей нет альтернативы»). Однако правда может быть более прозаичной. Учитывая вступление в силу санкционного законодательства против РФ («ОЛИГАРХ» недавно писал об этом), США больше нечего предложить России — то есть предмета торга попросту нет.
«То, чего РФ хочет, США не дадут. С другой стороны, запугать РФ у США также не получится — санкции, давление и демарши на Кремль не действуют. Единственный аргумент, который действительно воспринимает Россия, — вооруженная угроза. И ясно, что США его применять не будут. И в Кремле это знают, — считает политолог, преподаватель Киевского нацуниверситета им. Тараса Шевченко Петр Олещук. — Поэтому обсуждать можно только реализацию Минских договоренностей или замораживание конфликта». Реализацию Минска обе стороны также видят по-разному (РФ хочет «продать» вариант, при котором Донбасс возвращается в состав Украины, но остается подконтрольным Москве, США же хотят видеть в регионе проведение выборов — по образу мирной интеграции отдельных хорватских районов).
«Но если бы пути к решению конфликта были готовы и согласованы, со стороны Киева не предпринимались бы действия по фактическому отсоединению Донбасса от энергосистемы, газотранспортной отрасли, и, фактически, экономической изоляции региона. Киев дает понять, что готовится к длительной жизни без Донбасса», — подчеркнул эксперт-международник Олег Волошин.
Прецедент Хомутынника
Наконец, ГПУ принялась проверять доходы за почти 20 лет у ряда депутатов. В их числе, как стало вскоре известно, — и председатель группы «Партия «Видродження» в ВР Виталий Хомутынник. Его проверяют с 1998 по 2016 год на предмет уплаты налогов — весьма скользкий момент для многих политиков, пришедших из бизнеса (а в конце 90-х Хомутынник был главой созданного собой же ЗАО «Каскад» и руководил предприятием, производящим спецодежду). Куда любопытнее истинные причины «принуждения к миру» депутата, руководящего группой из 26 мажоритарщиков, которые де-факто служат резервом для фракций коалиции и поддерживают важные голосования, например, по принятию Госбюджета-2016 и 2017 годов, увеличению трат на силовой аппарат.
«Но в нашем случае проще нажать, чем договариваться — вот поэтому начали давить на Виталия (Хомутынника), — сказал «ОЛИГАРХУ» один из депутатов «Видродження». — А чтобы аргументов было больше, на наших начали открывать уголовные дела. Пока «фактовые», которые просто закрывать после результативных сессий». Дело против одного из депутатов от «Видродження», Геннадия Бобова (мажоритарий из Черкасской области), удалось закрыть после того, как депутат заплатил сумму налоговой недоимки в 37,8 млн грн, которую назвал генпрокурор Юрий Луценко. В декларации Хомутынника уже обнаружили нестыковки за последние пару лет — и намерены проверить всю деятельность со студенческой скамьи, несмотря на истечение исковой давности по делам до 2007 года.
Еще один повод «покошмарить» лояльных депутатов — отвлечение внимания от «янтарного» дела (по которому проходят депутаты от БПП Борислав Розенблат и НФ Максим Поляков), увеличение «узнаваемости» самого Юрия Луценко в роли «борца с коррупцией» (слишком уж выросло реноме главы НАБУ Артема Сытника), а также консолидация голосов за земельную и медреформы. «У Луценко не зря хвастались наличием 40 дел против депутатов. Столько производств они за два дня откроют. Неясно только, что с ними потом делать — но с задачей «подвесить» людей справятся», — сказал источник «Олигарха», близкий к БПП.
За материалом ОЛИГАРХ