В ночь на 17 июля 2014 года, перед крушением самолета рейса MH17, Россия закрыла воздушное пространство на границе с Украиной – в зоне ответственности Ростовского зонального центра единой системы организации воздушного движения.
Об этом пишет российское издание Forbes со ссылкой на итоговый отчет по результатам технического расследования Совета по безопасности Нидерландов (DSB), опубликованный в октябре 2015 года.
Ограничение было введено за 17 часов 20 минут до того, как зенитно-ракетный комплекс “Бук” сбил самолет “Боинг” малайзийских авиалиний, в результате чего погибли 298 человек.
Российская сторона ввела ограничения для полетов гражданской авиации на высоте меньше 16150 метров, что сопоставимо с максимальной высотой поражения зенитного ракетного комплекса “Бук” (около 18 км).
Ограничения вводились “для обеспечения безопасности полетов”, а в качестве их причины указывались “боевые действия на территории Украины вблизи государственной границы Российской Федерации и факта стрельбы с территории Украины в направлении территории Российской Федерации”.
Обозреватель Forbes Вадим Лукашевич отмечает, что боевые действия на востоке Украины на тот момент продолжались уже несколько месяцев, но Россию это обеспокоило лишь в июле 2014 года.
“То есть до этого момента украинские “Буки” в зоне АТО нашу службу контроля воздушным движением совершенно не интересовали, а с нуля часов нуля минут 17 июля они вдруг внезапно стали смертельно опасными. Несколько месяцев они спокойно стояли в зоне АТО, но вдруг в ночь на 17 июля они (по мнению России) собрались стрелять в сторону приграничного российского воздушного пространства. И как только Россия к этому (заранее!) приготовилась, тут же “какой-то” “Бук” сбивает пассажирский лайнер – вы верите в такие поразительные совпадения?!” – пишет журналист.
В ходе расследования DSB запросил российскую сторону о причинах ввода таких ограничений на полеты гражданской авиации. Росавиация ответила, что это была сделано с целью “согласования ограничительных мер с прилегающим воздушным пространством Украины”.
Forbes отмечает, что на самом деле никакого согласования не получилось – 14 июля Украина закрыла воздушное пространство над зоной АТО до высоты 9454 метра, выше которого можно было летать, а Россия же ввела ограничения до гораздо большей высоты – 16150 метров. На вопрос голландских экспертов DSB о причине введения Россией запрета выше украинского, российская сторона так ничего и не ответила.
Кроме того, 17 июля 2014 года маршрут рейса МН17 пролегал над зоной ответственности Ростовского зонального центра, которому и было адресовано вступившее накануне в полночь ограничение. “Поэтому ростовский диспетчер знал, что при пересечении государственной границы России малазийский Boeing 777, …, вторгается в запрещенную для полетов гражданской авиации зону российского воздушного пространства, и молчал…”, – отметил журналист Вадим Лукашевич.
По его словам, ростовский диспетчер промолчал и в более чем полутора сотнях предыдущих случаях, проводя более сотни гражданских самолетов через свою зону ответственности с полуночи 17 июля 2014 года до момента закрытия Украиной воздушного пространства над зоной АТО.
Как сообщалось накануне, виновных в крушении рейса МН17 на Донбассе могут судить заочно.
За материалом lb.ua