Незаконная добыча песка приводит не только к уничтожению реки Днепр, но и к разрушению береговой линии и городских сооружений. Из-за обмеления реки появился риск обрушения Южного моста. При этом столичные власти не могут повлиять на полулегальный песчаный бизнес.
Об этом стало известно из сообщения портала “Вести”.
“Нелегальные земснаряды разрывают реку на части, меняя русло Днепра, ландшафт дна и конфигурацию берега. Вымывая огромные ямы на дне реки, они провоцируют сдвиг грунта. В частности, возле Южного моста появились впадины, из-за чего пошли трещины на двух колоннах путепровода, при этом главк водной полиции находится там же”, – рассказывает глава Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков.
По его словам, возле Южного моста работало три земснаряда, при помощи которых ежедневно добывалось почти 15 тыс. тонн песка.
“А это 250 ж/д вагонов. Когда арестовали их склад, там находилось 2,5 млн тонн песка. Всего же в районе Южного моста за последние несколько лет вымыто более 4,5 млн тонн. Из-за этого остров Великий, находящийся рядом, уменьшился на 27%. Все это время его берег осыпался и затягивал новые ямы на дне реки”, – отмечает Александр Чистяков.
Согласно данным гидросъемок столичной акватории, в Днепре образовалось 56 новых мелей, которые могут превратиться в полноценные острова уже через 5–8 лет.
Чистяков утверждает, что чиновники не спешат решать проблему.
“2,5 года экологическая комиссия не могла ничего сделать, так как был объявлен мораторий на проверки, а сейчас, когда его сняли, функции контроля за работой земснарядов передали Инспекции по недрам. Пока контроля с их стороны я не видел”, – говорит он.
Как рассказал руководитель правозащитного отдела организации “Стоп коррупции” Игорь Бондарчук, только в Киевской области действуют около 60 незаконных точек, в каждой из которых добывают до 7 млн тонн песка, что стоит 400 млн грн в год.
“Такой размах добычи позволяет “оплачивать” полицию и силовые структуры, чтобы те “закрывали глаза” на беспредел. Они даже не реагируют на браконьеров, пока мы не придадим этому огласки”, – отмечает Бондарчук. А некоторые даже умудряются продолжать работать после того, как их имущество арестовали.
Себестоимость добычи 1 тонны песка «кустарными» методами составляет 15–20 грн, при рыночной цене 120–140 грн. А в день можно накопать до 25 тыс. тонн.
“Формально браконьеры получают разрешения на очистительные работы, но под видом чистки вымывают песок”, — рассказал координатор ОО “Демократичний контроль” Александр Скороход.
Глава “Плесо” Денис Пикалов говорит, у киевских властей нет способов влиять на добычу песка.
“Проблема заключается в том, что река Днепр носит межгосударственный статус. Поэтому функции контроля положены на “Госгеонедр” и Минэкологии. Именно они утверждают проекты и дают разрешения на очистительные работы”, – рассказал глава КП “Плесо” Денис Пикалов.
Напомним, ранее в Киеве судили предпринимателя, незаконно “намывшего” 80 тыс. кубометров песка из реки Десенки. Еще 2 года назад экологи предупреждали киевские власти, что незаконная добыча песка из Днепра может повлечь экологическую катастрофу.
Фото: “112 Украина”
За материалом КиевVласть